225
Епископ принял его на удивление благосклонно. Он первым делом
выразил глубокое сожаление касательно случившегося и пообещал,
что будет проведено тщательное расследование и люди, причаст
ные к свершенной несправедливости, понесут наказание. Если же
выяснится, что и он сам поспособствовал этой ужасной ошибке,
то у него достанет сил и смелости наложить наказание и на себя.
Епископ предложил священнику остановиться у него в замке на
несколько дней и за продолжительными беседами установить ис
тину. Удивленный священник согласился. Несколько вечеров они
вели с епископом Моро беседы, ход которых казался священнику
странным. Епископ постоянно пытался отклониться от сути разго
вора, интересуясь тем, как святой отец смотрит на такой то во
прос и на такой то, и каково его мнение касательно того то и того
то. Позже выяснилось, каков был истинный смысл этих бесед. В
соседней комнате сидели специальные люди и все записывали в
присутствии свидетелей. Епископ, будучи очень красноречивым,
умным и хитрым человеком, обладал способностями, которые мог
ли бы сделать честь любому прожженному интригану и казуисту.
Он сплел целую сеть вокруг ничего не подозревавшего священни
ка, вызывая его на откровенность и ловко подводя под тщательно
вырытые и замаскированные ловушки. И однажды утром свя
щенник прямо в замке епископа был арестован по обвинению в
ереси. Дело было сфабриковано почти идеально. Собственные сло
ва святого отца были так мастерски записаны и истолкованы в
присутствии свидетелей, что даже у любого, самого изощренного
законника не оставалось бы ни малейшей возможности противо
стоять инициации инквизиционного трибунала над священником,
который, тем более, принадлежал епархии епископа Моро, что су
щественно упрощало дело. Священник отрицал все предъявленные
обвинения, хотя прекрасно сознавал, чем это ему грозит, и, учи
тывая, что подсудимый отказался от добровольного раскаяния,
следствие перешло ко второй стадии — пыткам. После них подсу
димый уже не мог был освобожден, приговоренный всего лишь к
епитимье той или иной степени тяжести. В лучшем случае вторая
стадия следствия заканчивалась длительным тюремным заключе
нием. Однако священник, отец Бернар, умер под пытками, о чем с
прискорбием было записано в деле, как о человеке, чью душу,
учитывая его сан, не удалось очистить от греха. Однако мертвые
не сбегают и показаний не дают. На деле выяснилось, что все об
стояло гораздо хуже.
Отец Бернар был заключен в подвалы епископского замка и
подвергнут жесточайшим и умелым пыткам. Умение пытать за
ключалось прежде всего в том, что жертва не должна была вско