552
Система имела свои преимущества. Преподаватели не боро-
лись с учащимися, пытаясь сломать их и перекроить по общепри-
нятым стандартам, а студенты сами решали, что и когда им ос-
ваивать. Университет выпускал мыслящих, самостоятельных лю-
дей, пришедших к этому не принудительно, а добровольно, и
именно такие люди формировали элиту науки и освоения космоса.
Однако встречались и исключения. Исключения редкие, но словно
бросавшие системе вызов. Казалось, они намеренно выискивают в
ней слабые места, чтобы использовать их наиболее каверзным об-
разом. К таковым, видимо, относился Стефан Адельборг — юноша,
несомненно, одаренный, только лучше бы он со своими талантами
учился где-нибудь в другом месте. Во всяком случае, так считал
профессор Ван Холл, не переносивший его просто на дух.
Задание было действительно сложным, отчего в аудитории
стояла непривычная тишина. В ней, конечно, и так особо не шу-
мели, но сегодня студенты проявляли особую сосредоточенность.
Даже те, кто обычно не олицетворял собой образец усердия и
усидчивости. Успешное выполнение задачи могло принести не-
сколько лишних баллов на экзамене, а для многих это означало
преодоление заветного проходного порога.
Профессор Ван Холл неторопливо разгуливал по рядам, пере-
секавшим всю аудиторию с верхнего яруса до кафедры. Промеж
рядов находились небольшие секции, в каждой из которых распо-
лагалось два смежных учебных места. Любое из них представляло
собой удобное кресло, похожее на кресло пилота, установленное
возле высокотехнологичного стола. Стол имел собственный голо-
графический экран и интерфейс управления, а для ПЦА в нем
предусматривалось соответствующее эргономичное углубление.
Персональный цифровой ассистент был не только инструментом,
но электронным ядром и базой данных всей учебной деятельности
студентов. Он же служил им пропуском и определял уровень дос-
тупа со всеми полагавшимися привилегиями. Подключенный к
столу, он отображал процесс решения задачи, фиксируя все со-
путствующие ему операции. Проходя мимо студентов, профессор
Ван Холл поглядывал, что показывали их ПЦА. Ориентируясь на
увиденное, он спрашивал, как обстоят дела, и давал рекоменда-
ции.
Это было необычно. Как правило, профессор никогда ничего
не подсказывал. Подавая учебный материал, он позволял задавать
любые вопросы и не отказывал студентам даже тогда, когда те
подходили к нему в неурочное время. Вот только практических
занятий это не касалось. В частности, той их части, когда уча-
щимся надлежало продемонстрировать свои знания. Тогда Ван