550
СТРОПТИВЫЙ СТУДЕНТ
Университет — не школа,
наука — не бизнес.
Формат занятий проходил в относительно свободной форме.
Студентам разрешалось делать практически что угодно, если они
при этом соблюдали тишину и не нарушали учебный процесс.
Данное правило не означало, что они могли запускать воздушные
шарики или, собравшись в кружок, резаться в карты, однако мол-
ча, сидя на своем месте и не отвлекая аудиторию, любой из них
обладал изрядной свободой действий. Теоретический курс давался
для всех желающих, и слово "желающих" здесь выступало ключе-
вым. Прослушивать его было не обязательно, как и вообще при-
сутствовать на лекции. Экзамен все расставит по своим местам, а
до тех пор любой студент сам выбирал источник своих знаний.
Таким образом, кто-то смотрел на преподавателя с максимальным
вниманием, записывая каждое слово, некоторые слушали в пол-
уха, а иные и вовсе не вспоминали о его существовании до сигна-
ла на перерыв.
Поведение студентов наглядно демонстрировали их ПЦА, то
есть Персональные Цифровые Ассистенты. Похожие на архаичные
планшеты, они отличались тем, что обладали объемным изображе-
нием и объемной же, проецируемой прямо в воздухе консолью.
Это позволяло не только просматривать информацию "внутри" эк-
рана, но и отображать ее "снаружи", оперируя ей прикосновением
пальцев. То, чем занимались студенты, отражалось на ПЦА самым
непосредственным образом. Кто-то вносил в учебные материалы
пометки и корректировки, слушая преподавателя и одновременно
записывая лекцию. На иных же экранах фигурировало нечто та-
кое, что к обучающему процессу никак не относилось.
В отличие от лекций, семинары носили более обязательный
характер. Их задания требовалось выполнять, отчего свобода сту-
дентов несколько ограничивалась. Но — только несколько. Иными
словами, каждый из них по-прежнему был волен находить себе
занятие по душе, однако в конце семинара предъявлял получен-
ные результаты. Или не предъявлял, за что получал заслуженный
неуд. Преподаватели никого не уговаривали и не тянули. Они не
стояли над душой, не ходили за студентами как за малыми детьми
и даже не отчитывали. Они просто делали свою работу. Делали на
совесть, не для галочки и отчетов, а уж как к ней относиться сту-