311
Сняв с клонов всякие ограничения, усилив их интерес к окру-
жающему миру, мы сами инициировали это гибельное путешест-
вие.
— Значит, надо вновь усилить командный принцип, — сделал вы-
вод Тумвеоне. — Тогда без нашего приказа клоны и шагу не сту-
пят. Если мы велим им стоять и ждать, они будут стоять и ждать,
пока не получат иных инструкций.
— Это не просто шаг назад — это полное возвращение к базовой
сути клонов, — возразил Доохил. — Как послушные работники,
прежде именно так они бы себя и вели, но именно такое поведе-
ние мы у них и искоренили. Какая же это самостоятельность? Они
без приказа даже не шевельнутся, а постоянно командовать целой
оравой мы не можем и не хотим. Подчинение старшему — это од-
но, а жизнь по чужой воле — совсем другое. Старшему же, то есть
нам, они и так подчиняются, пока в их сознании не возобладают
различные инстинкты.
Доохил был совершенно прав. Следуя приказу, клон будет
стоять на месте до потери сознания и даже летального исхода.
Подчинение же означало, что он мог начать порученную ему зада-
чу, но прервать ее по сопутствующим обстоятельствам. Например,
из чувства голода, любопытства, какого-либо события и так далее.
В первом случае всякая самостоятельность исключалась. Началь-
ство за порог — клоны в ступоре. Во втором — менгиры получили
то, что получили.
— Так что же, выхода нет? — мучительно напряг извилины
Оклслад. — Мы же не можем держать их взаперти вечно! Что в
доме, что в инкубаторе — невелика разница.
— Почему, есть, — успокоившись, неторопливо сказал Экбурн.
Поддавшись эмоциям как и все, он наконец-то взял себя в руки и
обрел прежнюю рассудительность — Придется заняться их воспи-
танием. Нас-то они понимают. Начнем с малого — научим наших
болванов пользоваться собственным жилищем. Затем, мало-
помалу, инфраструктурой поселка, и только тогда — постепенно
приучим к тому, что простирается за его стенами. Достроенными,
разумеется, иначе они опять разбредутся кто куда.
К уцелевшим клонам добавилась новая партия численностью
в пятьсот особей. Директора сочли рациональным не возиться с
малой группой, а обучать сразу несколько сообществ, рассредото-
ченных по изолированным домам. Помимо прочего, это покажет,
появятся ли отличия в их поведении и развитии, то есть выявит
личностные особенности поселенцев. Или не выявит. Последнее
считалось нежелательным, ибо идея самостоятельности предпола-
гала еще и индивидуальность. Взяв ее за базовый принцип, ди-