80
ными фолиантами. Обширная библиотека Гензенау могла восхи
тить самого избалованного библиофила. Книги, собранные со всех
концов света, рукописи, первоиздания, древние пожелтевшие
свитки из Рима и Египта, коллекция гравюр, богатейшее собрание
религиозной литературы… И на всем этом лежала печать запусте
ния, как и на многом, что встречалось в этом замке. Нет, за биб
лиотекой ухаживали — с корешков книг смахивали пыль, поме
щение подметали и проветривали, но внимательный взгляд мог
без труда заметить, что книги давно недвижно стоят на своих
местах, свитки много лет не разворачивала рука человека, а гра
вюрами никто не любовался. Но именно это обстоятельство быстро
позволит определить, что в этом помещении трогали или перестав
ляли.
Однако Шосс здорово недооценил размеры библиотеки. Вре
мени ушло немало, прежде чем он смог с большой долей уверенно
сти утверждать, что интереса то немногое, до чего здесь дотраги
вались хотя бы время от времени, совершенно не представляет.
Но несколько книг отсутствовало. Шосс решил, что наиболее веро
ятное их местонахождение — в графском кабинете, куда он неза
медлительно проследовал. За резной двустворчатой застекленной
дверцей открылся рабочий кабинет. В центре стоял большой оре
ховый стол с причудливым письменным прибором. На столе было
навалено изрядное количество рукописей и книг. Вдоль стен ров
ными рядами стояли высокие шкафы и секретеры. Ноги утопали в
глубоком мягком ковре. В углу комнаты стоял большой глобус.
Шосс принялся методично обшаривать кабинет.
Литература, которой интересовался граф, была более чем
странная. Преобладали религиозные книги довольно узкой темати
ки, в основном касающиеся нечистой силы, колдовства, ведьм,
наложения порчи и сглаза. Сведения об упырях и призраках со
седствовали с обрядами по изгнанию демонов, мифологией и ле
гендами. Здесь можно было найти упоминания о нежити и колду
нах даже Древнего Египта. Легенды и проклятия Востока соседст
вовали с трудами светских и монашествующих авторов христиан
ского Запада. Тематика, которой интересовался граф, скорее, по
дошла бы охотнику на ведьм или экзорцисту, но уж никак не об
разованному благородному дворянину, который в силу своего ра
зума должен был понимать, что все это — редкостная чушь и ре
лигиозные предрассудки, рожденные страхом невежественных
людей пред загадочной и могучей стихией природы. Шосс всегда с
глубоким презрением относился к подобным вещам и откровенно
потешался над теми, на полном серьезе рассуждал о колдовстве и