178
ченных за коронки, должно было хватить, но он их по возможно-
сти экономил, поскольку заведомо не знал, что понадобится в пу-
тешествии. По этой же причине Эриху оставалось лишь облизы-
ваться на антиквариат, на нынешнее двадцать первое мая тако-
вым еще не являвшийся. Впрочем, памятуя о судьбе невесть куда
исчезнувших вещей из прошлой вылазки, молодой человек пока не
слишком расстраивался. Что-то он с собой, безусловно, прихватит,
и дома поместит под самое пристальное наблюдение, а вот по его
результатам уже и видно будет. Либо он поймает вора, неведомо
как пробирающегося в квартиру, либо выяснит, куда девается до-
бытое в этом старомодном мире имущество.
Мало-помалу Эрих увлекся самим же придуманным заняти-
ем. Он выбирал какой-либо объект, известный ему в современно-
сти, и отправлялся на него взглянуть, чтобы сравнить оригинал с
копией. Обычно здания и памятники культуры соответствовали
друг другу великолепно. Делая фотоснимки, антифашист маши-
нально отмечал неизвестные ему раньше детали, одновременно
прикидывая в уме, существовали ли они в действительности или
нет. Все-таки доктором исторических наук Эрих не являлся, да и
краеведом, несмотря на все полученные знания, его можно было
назвать лишь очень приближенно. Однако молодой антифашист
кое-что помнил. Несовпадение летописных записей о чем-либо с
подлинником — характерный признак как раз истории. Хроники,
оставленные различными людьми, разнятся; показания очевидцев
и вовсе считаются как наименее достоверные. Фотография из ар-
хива, сделанная из одного ракурса, может не учитывать элементы,
сокрытые в другом. Впоследствии, при воссоздании утраченного
объекта, эти элементы попросту исчезают. Эрих, кстати, умел от-
личать реставрацию от воссоздания. Если от оригинала осталось
хоть что-нибудь — это реставрация; если же памятник культуры
фактически изготавливался с нуля — это воссоздание, имеющее
духовную, но уже не физическую ценность. Иными словами, если
на месте разрушенного дома выстраивали другой, то, пусть даже
при всем его соответствии подлиннику, он ценился не больше, чем
копии с полотен признанных мастеров. В результате Эрих не
слишком удивлялся, когда находил различия там, где их по идее
быть не должно. Архивные данные, составленные за разные годы,
могли утратить некоторую точность, особенно на какой-то строго
указанный день. Глядя на некий фонтан или барельеф, трудно бы-
ло утверждать наверняка, чем вызвана разница между наблюдае-
мой картинкой и сведениями из памяти: неточным воспроизведе-
нием подлинника или, как раз, ошибками в исторических хрони-
ках. С точки зрения Эриха это было почти равновероятно. Если